Годно Маркиз де Сад — французский мыслитель, автор «Жюстины» и «120 дней Содома, или Школа разврата», прославившийся в том числе чересчур раскрепощенными нравами для своей эпохи. Де Сад был проповедником абсолютной свободы, которая не ограничена ни нравственностью, ни религией, ни правом, и основной ценностью жизни считал утоление стремлений личности. Ниже - размышления писателя из его тюремных писем за 13 лет заключения, среди которых, как ни странно, не только о пороках, но и о верности, и о привязанности к жене: О пороках Добродетели — это не то, что вы можете просто надевать на себя и снимать, как одежду, и в подобных вопросах человек не более свободен поступать сообразно моде, чем он свободен хо­дить с прямой спиной, если родился горбатым. *** Что же до моих пороков, то я сильно подвержен неконтро­лируемому гневу, во всем впадаю в крайности, обладаю распут­ным воображением, когда речь идет о нравственности, подоб­ного какому не видывал свет, атеист до фанатичности, — коро­че говоря, позвольте мне еще раз повторить: убейте меня или принимайте таким, как я есть, ибо я никогда не изменюсь. О мужской привлекательности Я как сейчас вижу — он будет худым, гибким, ловким, хорошо сложенным; он будет умен, как дьявол. С такими качествами у мужчины женщин все­гда будет более чем достаточно, чтобы обеспечить ему несчаст­ную жизнь. О любви Что мне нравится в любви, и это единственное, что я считаю в ней ценным, это ее кульминация. Пытаться измерить любовь метафизикой, по моему мнению, не только чрезвычайно глупо, но и чудовищно, и единственное исключение, которое я делаю в этом отношении, это когда я вынужден приправить некото­рым ее количеством свои произведения, в соответствии с требо­ваниями драматического искусства. О ревности Я никогда не прощу преступ­ления против собственности, как и не соглашусь никогда снова увидеть кого-то, кто когда-то был моим, а затем перестал им быть. Сама мысль о том, что кто-то еще мог иметь отношения с тем, кого я сжимаю в своих объятиях, всегда вызывала во мне отвращение, и я никогда в жизни больше не встречался с жен­щиной, которую я хотя бы заподозрил в неверности по отноше­нию ко мне. *** Супружеская неверность со стороны женщины — это предмет, таящий такой ужасный вред, последствия которого настолько катастрофичны и настолько убийственны, что я никогда не мог с нею прими­риться. Можете как угодно воспринимать мои принципы, мо­жете рыться так глубоко, как угодно, в истории моих распутных деяний, и Вы увидите, что я редко попадал в подобные ситуации, и на каждую дюжину девственниц или так называемых девственниц, которых я пытался соблазнить, Вы с трудом най­дете хотя бы три замужние женщины. О теще Я вижу это, люди совершенно правы, говоря, что нет на земле более зловредного зверя, чем старая ханжа. Если на про­тяжении моей жизни что-то и заставляло меня держаться как можно дальше от благочестия и набожности, так это лицемер­ное ханжество, которое я ненавижу, и та ужасная привычка, ко­торая свойственна пожилым людям: с одной стороны, испове­довать веру, а с другой — увлекаться самыми отвратительны­ми пороками. О тюрьмах Если среди всех пород животных, которых мы знаем здесь на земле, была бы такая, представители которой строили бы для себя тюрьмы, а затем обоюдно обрекали друг друга на эту славную пытку, не уничтожили ли бы мы ее как вид слишком жестокий, чтобы позволить ему существовать в этом мире?.. Я не верю, что существуют или существовали когда-либо в природе извращения, подобные этим тюрьмам. О правительстве По какому праву эта шайка пиявок, которые утоляют свою жажду несчастьями народа, которые, благодаря своей презренной монополии, ввергают этот несчастный и несчастливый класс — единственная вина которого в том, что он слаб и беден, — в же­стокую необходимость потерять свою честь или свою жизнь, в по­следнем случае, не оставляя несчастным иного выбора, кроме как умереть в нищете или на виселице; по какому праву, повто­ряю, подобные чудовища требуют добродетели от других? О беспомощности Когда я вы­шел из тюрьмы, я оказался посреди Парижа всего с одним луи в кармане, не зная, куда мне обратиться, чтобы найти приют или пропитание, а тем более кого-то, кто одолжит мне крону, когда у меня не осталось и этого луи; и, когда я умолял этих чудовищ­ных людей о помощи, все, что я получал в ответ, это упреки и сомнительные комплименты; везде дверь захлопывали прямо перед моим носом, особенно моя жена, которая верх ужаса. О жене Я не могу ни на мгновение представить себя свободным че­ловеком, если только не окажусь снова в ее объятиях. Если бы Вы спрятали ее где-нибудь в утробе земли, я бы отыскал ее и похитил. В ту самую минуту, как я окажусь на воле, я отправ­люсь к г-ну Ленуару и снова попрошу его вернуть мне жену. Если он откажет мне, я брошусь к министру, а если и эта по­пытка не увенчается успехом или какая-либо иная, которую мне придется предпринять, то я кинусь в ноги королю и попро­шу его вернуть мне то, что дали мне небеса и что никто на све­те не может у меня отнять. Даже если бы они поставили на моем пути всевозможные препоны, если бы меня снова бросили в тюрьму, — что ж, я бы предпочел это, в тысячу раз скорее предпочел бы это, чем жить на свободе без нее. О глупцах Нет на свете ничего более забавного, ничего настоль­ко же курьезного, чем те механические болваны, которые настолько идиотичны, настолько тупоумны, что не могут придумать ничего лучше, чтобы отказать в просьбе, чем ска­зать: «Так никогда не делают, я за всю свою жизнь не видел, чтобы это делали».